Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: Вагоны нашего метроНазад: СправочникНазад: Вагоны нашего метро

Именной поезд «Пионер Кунцева»

...Шёл 1983 год. Великий Советский Союз продолжал торжественно шествовать вперёд. В то время очень большое распространение получили так называемые «именные» транспортные средства. В Москве появились автобусы «Екатерина Буданова», трамвай «Пионер», огромное количество пригородных электричек, также получивших названия. Особенно славилось этим локомотивное депо «Лобня». Там ходили поезда «Чайка», «Космонавт Пацаев», «Имени Воинов-Интернационалистов» и др.

Ненамного отставало и депо имени Ильича, в котором эксплуатировались электропоезда «Красная Пресня» (с мемориальной табличкой о том, что поезд собран из металлолома пионерами Краснопресненского района), «Бородино», «Гагарин» (с портретами первого космонавта в салонах), «Памяти 1905 года». С Павелецкого вокзала ходил красавец электропоезд красно-жёлтого цвета «Горки Ленинские».

Вот и жители Кунцевского района Москвы решили не отставать от «моды». В 1983 году по инициативе Кунцевского районного комитета комсомола было решено агитировать школьников на сбор металлолома для двух новых метропоездов для Филёвской линии, которая проходит по территории этого столичного района. Впоследствии этим поездам заранее были предопределены названия «Пионер Кунцева» и «Молодогвардеец». Эти названия были выбраны потому, что на территории Кунцевского района находились станции метро «Пионерская» и «Кунцевская», а также Молодогвардейская улица.

Школьники откликнулись на призыв с огромным энтузиазмом. Ещё бы, ведь на Филёвской линии в то время ходили исключительно допотопные вагоны типа Д, которым в то время уже перевалило за двадцать лет. Инициатива обновить подвижной состав линии многим пришлась по душе.

По истечении примерно полугода возле одной из школ Кунцева состоялся торжественный митинг, посвящённый отправке пионерского металлолома на завод. Висели и праздничные транспаранты, плакаты, играл оркестр, звучали стихи, песни, что соответствовало духу того времени. Колонна из двадцати грузовиков с металлоломом торжественно ушла на завод «Серп и молот».

Но, как всегда, нашлось своё «но». Уже практически после завершения на Мытищинском машиностроительном заводе строительства первого нового состава типа 81-717 тогдашний начальник Московского метрополитена Юрий Сенюшкин узнаёт, что один из направляемых в Московский метрополитен составов 81-717 предназначен исключительно для Филёвской линии. Начальник упёрся против этого буквально «рогом».

В Кунцевский райком комсомола была направлена телеграмма с просьбой направить своего представителя на совещание в Управление метрополитена, посвящённое исключительно новым поездам, которые предполагалось отправить на Филёвскую линию.

Метрополитеновские чиновники подробно объяснили «комсомольцам» и «пионерам», что Филёвская линия – это линия с особыми условиями эксплуатации, и пуск по ней двух составов типа 81-717 является, к сожалению, невозможным. Эти вагоны более чувствительны к перепадам температур, морозам, что приведёт к их частым отказам на линии, не оборудованы также для работы в зимних условиях и кабины машинистов, их нужно было утеплять, ставить дополнительные печи.

Были объяснены райкомовцам и причины более детальные. Например, что ради двух составов пришлось бы переучивать весь ремонтный и эксплуатационный персонал электродепо «Фили», что явилось бы достаточно долгим и сложным процессом, да и эксплуатация вагонов 81-717 более предпочтительна только на тех линиях, которые оборудованы устройствами АРС.

Комсомольским чиновникам Кунцевского райкома был предложен альтернативный, но, к сожалению, достаточно глупый и обманный вариант – отдать новый состав типа 81-717 в распоряжение Московского метрополитена, а вместо него раскрасить... старый состав типа Д приписки электродепо «Фили», написать на нём «Пионер Кунцева» и выдать его за новый! Согласитесь, решение крайне бездарное и наивное. Представьте себе, как разительно различаются внешне вагоны типов Д и 81-717, и выдать состав типа Д за новый, построенный якобы в 1984 году, достаточно сложно. Но – всё по порядку.

Против этого решения, естественно, «рогом» упёрлись уже чиновники от Кунцевского райкома комсомола и КПСС. Было направлено письмо тогдашнему городскому голове, председателю Московского горкома КПСС Виктору Васильевичу Гришину.

Он, в свою очередь, вызвал «на ковёр» Юрия Сенюшкина.

Неизвестно, какой разговор тогда произошёл между ними, но, говорят, тогда пробежала между ними первая «чёрная кошка»...

Но новый состав типа 81-717 на Филёвской линии так и не появился. Примерно в то же время в электродепо «Сокол» пришёл состав типа 81-717 с символическими номерами головных вагонов №№0001-0002 (ведь слово «пионер» означает «первый»). Поговаривают, что именно этот состав должен был стать «Пионером Кунцева», поскольку поступил он в электродепо «Сокол» вне плана.

Интересно, что у этих вагонов очень необычная судьба. После эксплуатации с пассажирами на Горьковско-Замоскворецкой линии они были переданы в электродепо «Новогиреево», где являлись впоследствии сопровождением путеизмерительного вагона типа УМ-5 №806, который раньше был приписан к электродепо «Фили». Да и в графике состава с путеизмерителем было обслуживание Филёвской линии. Видимо, так и тянуло эти вагоны туда, где было им предназначено быть судьбой... Но затем, после КР, вагоны 81-717 №№0001-0002 были отданы в электродепо «Владыкино», и на Филёвской линии больше не появлялись.

Ну а что же с «Пионером Кунцева» и «Молодогвардейцем»? В электродепо «Фили» тем временем в спешном порядке шла подготовка «липового» пионерского состава. Состав из вагонов типа Д с головными вагонами №№2257 и 2260 (второй и пятый вагоны имели №№2258-2259), был выкрашен сверкающей краской, которая была единственным новым на нём.

Машинисту Андрею Кушнарёву, обладавшему способностью красиво рисовать, было поручено задание разработать оформление надписи «Пионер Кунцева» и затем нарисовать её непосредственно на головных вагонах поезда. Назначалась дата торжественного митинга.

И вот долгожданный день настал. В электродепо «Фили» собралось всё начальство, пионеры, комсомольцы школ Кунцевского района. Старшим машинистом пионерского состава был назначен молодой комсомолец Хайдар Хасанович Шакиров. Но когда школьников подвели к ярко выкрашенному составу типа Д и сказали, что вот он – ваш новый состав! – радостное воодушевление школьников сменилось недоумением. Ребята были откровенно расстроены – ведь это был простой состав из старых вагонов, которые стояли также и на соседних канавах и ничуть не отличались от «нового» «Пионера Кунцева».

Пионеры подходили к машинистам и начальству депо, которых собралось на митинг немало, и говорили: «Товарищи машинисты, дяди начальники, это же не новый состав, это же старый, такой же, как все! Новые ходят на Кольцевой и Калининской линиях!».

Пионеры и школьники оказались намного умнее, чем думало о них метрополитеновское начальство. Работники же депо отделывались дежурными улыбками и отводили лица – детям смотреть в глаза было стыдно... А газетные страницы пестрели в то время заголовками типа «На Филёвскую линию поступил новый поезд «Пионер Кунцева»...

Ну почему нельзя было пригнать в электродепо «Фили» состав типа 81-717 №№0001-0002, сделать на нём надпись «Пионер Кунцева», прокатить на нём один круг детей по Филёвской линии, а затем объяснить, что Партия и Комсомол решили, что на Горьковско-Замоскворецкой линии этот состав будет намного нужнее!

Ребята бы так сильно не расстроились, и поезд этот был бы «жив» и по сей день, как жив «Молодогвардеец», который, учитывая предыдущие ошибки, стал всё-таки 717-м. Но отправлен он был в электродепо «Варшавское, и ходил по Серпуховско-Тимирязевской линии, которая к Кунцевскому району никакого отношения не имеет.

Филёвская же линия так и осталась без новых составов, мало того, рядом с заводской табличкой на составе «Пионер Кунцева» из вагонов типа Д повесили мемориальную, которая утверждала, что «Новый состав «Пионер Кунцева» построен в 1984 году». На заводской же написано: «Тип ваг. Д. Год вып. 1961». Комментарии, как говорится, излишни... На эту тему в прессе проходили публикации, одна из которых здесь. После этого мемориальную табличку поменяли, и написали на ней, что «Поезд назван в честь почина пионеров, собравших металлолом в 1984 году и сдавших его на строительство двух метропоездов». Эту табличку можно увидеть здесь.

В электродепо «Фили» этот поезд получил прозвище «Пенсионер Кунцева», всерьёз его не воспринимали. После нашумевшего Указа Президента РСФСР Б.Н. Ельцина «О департизации предприятий» от 1991 надпись «Пионер Кунцева» была закрашена, мемориальные таблички сняты. После этого состав проездил ещё около полугода, после чего был списан и порезан на металлолом.

Последний раз половинку вагона №2260 с сохранившимся контуром названия «Пионер Кунцева» под краской я видел в электродепо «Сокол» в 1997 году. Так закончилась бесславная карьера этого состава...

А в 1986 году приказом Председателя МГК КПСС Ельцина начальник Московского метрополитена Ю.В. Сенюшкин был освобождён от занимаемой должности за столкновение составов на Кольцевой линии по вине системы АРС. Видимо, сказалась старая «чёрная кошка»...

В электродепо «Фили» же, начиная с 1985 года, начали поступать б/у вагоны типов Е, Еж, Еж1, Ем508 и Ем509 из разных депо Московского метрополитена, ими началась плановая замена устаревших вагонов типа Д. На смену составу 2257-2260 в 1991 году из электродепо «Свиблово» пришёл состав 5486-5487 (впоследствии в 1994 году переданный в электродепо «Измайлово»).

По настоящему новый состав типа 81-740 / 81-741 «Скиф» появился в электродепо «Фили» лишь почти двадцатью годами позже – в марте 2004 года...

За предоставление ценных сведений автор выражает особую благодарность машинистам электродепо «Фили» (в т.ч. бывшим): Анатолию Рыгусу, Андрею Кушнарёву, Юрию Толстых, Владимиру Саморукову, Хайдару Шакирову (к сожалению, ныне покойному), а также машинисту-инструктору Валерию Назарову.

Павел Егерев

Март 2004 года.